Социально-психологические стимулы основываются на благоприятном социально-психологическом климате в коллективе, отношениях товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, уважении друг к другу и т.п. В общем случае психологи трактуют стимулирование труда как понятие, используемое для объяснения последовательности трудовых поведенческих действий работника, его мотивации к труду (потребности – мотивы – действия), направленных на решение конкретной задачи. С помощью изучения совокупности внешних и внутренних побуждений к работе можно ответить на вопрос, почему так, а не иначе поступает данный человек. Таким образом, материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга. Если противоречия между различными интересами углубляются, то действенность нематериальных стимулов ослабляется. Это может происходить, когда трудности вызваны не объективными обстоятельствами, а специфическими особенностями руководства или при противоречиях между целями работников и материальными условиями их выполнения требование повысить качество продукции не подкреплено материальными стимулами. Эффективность мотивации и стимулирования труда оценивается по характеристикам, отражающим отношение человека к труду, а также по общим результатам деятельности предприятия.
В последнее время появилось много работ, в которых излагаются концепции мотивации труда, возникшие за последние 50 лет. Анализируя теории мотивации, следует отметить, что данные разработки были обусловлены требованиями соответствующих периодов развития экономики и направлены на изучение и использование всего комплекса мотивов трудовой деятельности работников вообще и отдельных их категорий в частности. Их разработкой занимались чаще всего психологи и социологи, а далее они использовались в экономической работе предприятий. Определим основные подходы, которые определяют последовательность становления и развития теорий мотивации. Изучение мотивации работников началось в эпоху научного менеджмента (основная роль принадлежит Ф. Тейлору). Внимание сторонников этого направления сосредоточено на оплате труда Развитие данного подхода привело к разработке стимулирующих систем оплаты труда, когда уровень заработной платы работника жестко привязан к количеству и качеству произведенной им продукции. Как наиболее весомые мотиваторы поведения работников начали рассматриваться уже не деньги, а уважение членов группы и руководителя, внимание к человеку, возможность для повышения квалификации, творческой самореализации и др. Наконец-то началось изучение «человека трудящегося» как человека в полном смысле этого слова, что ознаменовало рождение концепции социального человека. Последующие исследования показали, что изменения поведения работника в лучшую сторону можно добиться даже в том случае, если воздействие ограничивается повышенным вниманием к нему руководителя.
|